Эти роботы придуманы для того, чтобы они с легкостью пробирались
сквозь узенькие улочки, где обычной уборочной технике (даже
коммунальным микрокарам с навесным оборудованием) не развернуться, а уж
грузовикам-мусоровозам и вовсе не протиснуться.
В затее, в значительной мере финансируемой Европейской комиссией
(European Commission), принимают участие специалисты из Италии,
Испании, Британии, Швейцарии и Швеции, но ведущая роль тут принадлежит
исследователям из Высшей школы святой Анны (Scuola Superiore
Sant'Anna), расположенной в Пизе.
В рамках проекта учёные и инженеры построили трёх роботов. Первый –
DustClean – это автономная уборочная машина, снабжённая вращающимися
щётками и пылесосом.
Она способна очищать улицы и площади, путешествуя по заданному
маршруту. DustClean обучена объезжать препятствия и останавливаться
перед пешеходами. В общем – перед нами нечто вроде хорошо отъевшегося и
поумневшего робота-пылесоса, привычного для многих уже домов и квартир.
Но куда любопытнее второй тип робота – DustCart (таких построена
пара штук). Глядя на него, нельзя не вспомнить обаятельного WALL•E,
запихивающего мусор в свой живот.
И пусть у DustCart рук нет, по назначению и функционалу этот бот очень
похож на мультяшного героя WALL-E призван забирать мусор у клиентов и
отвозить его на захоронение или переработку.
Ездит DustCart на двух колёсах. И использует он известную нам
Segway Robotic Mobility Platform, а попросту — основу от американского
самобалансирующего скутера.
Для ориентации в городе у DustCart имеется целый набор средств. Он
обладает картой местности и способен связываться с беспроводными
передатчиками, подключающими его к центральной системе контроля. Робот
умеет уточнять свои координаты по ультразвуковым маякам, и наконец, он
оснащён набором сенсоров, позволяющих ему не натыкаться на пешеходов и
объезжать, к примеру, припаркованные автомобили.
Кроме того, на перекрёстках и вдоль улиц в районе действия DustCart
размещаются камеры, передающие картинку на центральный пост. Нет, людям
не обязательно командовать машиной по шагам. Но в перспективе, когда
таких аппаратов на улицах будет не один десяток, контроль за их работой
и местом расположения окажется нелишним.
Сценарий применения DustCart таков. Человек, желающий выбросить
мусор, вызывает робота по телефону. Тот прибывает в указанную точку.
Клиент через контактный экран вводит свой персональный
идентификационный номер. Это возможность на будущее, позволяющая
сделать такую систему платной, а ещё – выбирать разные маршруты
транспортировки.
Но главное — человек указывает тип мусора: органические отходы, стекло, пластик или бумага/картон.
Далее пользователь системы кладёт мешок с мусором в открывающийся
живот робота и машина, "проглотив" эту ношу, укатывает к пункту
сортировки или переработки отходов, где и выгружает мешок.
Выгрузка происходит практически "под ноги". И если в тестах это были
просто заранее указанные на карте площадки, то в перспективе точки
сброса могут быть оборудованы автоматическими люками и подземными
накопительными системами.
Комплекс из множества машин DustBot обоих типов, по замыслу авторов
системы, принесёт в коммунальную индустрию второе дыхание. А для тесных
европейских городов окажется спасением. В некотором роде.
Ведь DustCart и DustClean колесят в таких местах, куда обычной технике
не проникнуть. Да и на широких улицах, и в просторных дворах их помощь
может оказаться нелишней. Жители городов, мол, устали от шумных
мусоровозов, раскатывающих под окнами по ночам, рассуждают авторы
комплекса. А электрические боты – бесшумны. |